Органы осуществляющие финансовый контроль в РФ: полный перечень и обязанности

Содержание
  1. Аудиторская палата РФ
  2. Федеральная служба финансового мониторинга
  3. Банк России
  4. Федеральная налоговая служба
  5. Федеральная антимонопольная служба
  6. Организация внутреннего аудита
  7. Назначение внутреннего аудита
  8. Функции внутреннего аудита
  9. Полномочия внутреннего аудита

Финансовый контроль является одним из основных принципов государственного управления и контроля в Российской Федерации. Он осуществляется специальными органами, таковых в стране достаточно много. Одним из таких органов является Государственная ревизионная палата. Этот орган осуществляет ревизию государственных и муниципальных учреждений, а также предприятий, подконтрольных государству.

Еще одним органом, осуществляющим финансовый контроль, является Счетная палата Российской Федерации. Она занимается контролем за использованием бюджетных средств, принимает участие в принятии решений о распределении бюджетных ресурсов и контролирует их исполнение. Также в ее компетенцию входит анализ целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств.

Судебно-бухгалтерская палата Российской Федерации также является органом финансового контроля. Ее основной задачей является контроль за финансово-хозяйственной деятельностью государственных и муниципальных учреждений, а также предприятий и фирм. Она проводит проверки учетных документов и выявляет нарушения в сфере финансового учета.

Аудиторская палата РФ

Аудиторская палата РФ является одним из органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации. Усиление роли этого органа произошло в связи с необходимостью повышения эффективности и законности расходования бюджетных средств, а также обеспечения финансовой безопасности государства.

Целью деятельности Аудиторской палаты РФ является контроль за целесообразностью, эффективностью и законностью использования бюджетных средств, а также за обеспечением сохранности и увеличением государственной и муниципальной собственности.

Аудиторская палата РФ осуществляет свою деятельность на основе принципов независимости, объективности, профессионализма и открытости. Она обладает правом на проведение контрольно-ревизионных мероприятий в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в хозяйствующих субъектах.

Основные обязанности Аудиторской палаты РФ включают:

  • Проведение аудита бухгалтерской отчетности государственных и муниципальных учреждений.
  • Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  • Контроль за соблюдением законодательства в области финансового контроля.
  • Проверка соответствия использования бюджетных средств установленным нормам и показателям.
  • Выявление фактов нарушения законности и эффективности расходования бюджетных средств.
  • Оценка эффективности и целесообразности использования государственной и муниципальной собственности.

Аудиторская палата РФ имеет свою структуру и методическую базу, которые позволяют ей осуществлять эффективный финансовый контроль. Она также поддерживает связь с другими органами, осуществляющими финансовый контроль, для обмена информацией и координации своей деятельности.

Аудиторская палата РФ является независимым органом, который не подчиняется ни правительству, ни другим органам государственной власти. Она несет ответственность за качество своей работы и результаты проведенных аудитов.

Федеральная служба финансового мониторинга

Федеральная служба финансового мониторинга (ФСФМ) является государственным органом, осуществляющим финансовый контроль и мониторинг в Российской Федерации. Она была создана в 2001 году и подчиняется Правительству РФ.

Главной задачей ФСФМ является предотвращение и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также финансированию терроризма. Для этого ФСФМ осуществляет контроль за движением денежных средств и иных финансовых активов. Она также проводит анализ и мониторинг финансовых операций, связанных с возможным финансированием террористической деятельности.

ФСФМ осуществляет свою деятельность на основе принципов независимости, объективности, конфиденциальности и соблюдения прав граждан. Она имеет право получать информацию от органов государственной власти, кредитных организаций, организаций, осуществляющих операции с ценными бумагами, а также от других юридических и физических лиц.

ФСФМ выполняет следующие основные функции:

  1. Организация и проведение финансового мониторинга, включая анализ и оценку финансовых операций.
  2. Предотвращение и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  3. Установление требований к организациям, осуществляющим операции с ценными бумагами, и контроль за их исполнением.
  4. Сотрудничество с международными организациями, занимающимися финансовым мониторингом.
  5. Проведение анализа и исследования финансовых рынков, разработка методологии и показателей для оценки их состояния.
  6. Разработка и реализация программ по обучению и повышению квалификации специалистов в области финансового мониторинга.

ФСФМ также осуществляет контроль за соблюдением законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В случае выявления нарушений, она принимает меры по их устранению и может привлечь виновных лиц к ответственности.

Основной целью ФСФМ является обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации. Она направлена на предотвращение причинения ущерба государственным и местным бюджетам, а также на обеспечение рационального использования финансовых ресурсов и достоверность финансовой отчетности.

Органы осуществляющие финансовый контроль в РФ Обязанности
Федеральная служба финансового мониторинга Предотвращение и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организация финансового мониторинга, контроль за соблюдением законодательства.
Центральный банк Российской Федерации Контроль за деятельностью кредитных организаций, установление требований к их деятельности, осуществление монетарной политики.
Аудиторская палата Российской Федерации Контроль за исполнением бюджета, проведение аудита государственных и муниципальных учреждений, оценка эффективности использования бюджетных средств.

Банк России

Банк России — один из важнейших органов, осуществляющих финансовый контроль в Российской Федерации. Его главной целью является обеспечение стабильности национальной валюты, защита прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также поддержание устойчивости и эффективности банковской системы страны.

Банк России имеет полномочия по аудиторскому, налоговому и финансовому контролю. В рамках своих функций банк осуществляет проверку деятельности кредитных организаций, а также осуществляет контроль за соблюдением законодательства в сфере финансовых отношений.

Контрольные функции Банка России включают:

  • ревизию деятельности банков с целью проверки их соответствия требованиям законодательства;
  • контроль за исполнением поставленных перед банками задач;
  • проведение мониторинга состояния финансовой системы России;
  • производство аудита и ревизии текущих и собственных финансовых операций Банка России;
  • превенция и устранение нарушений в сфере налогообложения и бюджетных отношений.

Банк России также осуществляет контроль за проведением аудита финансовых организаций и фондов, а также за деятельностью аудиторских и ревизионных органов. Он имеет право требовать от данных организаций предоставления отчетов о результатах проведенных проверок.

Вышестоящим органом, осуществляющим контроль за Банком России, является Федеральная служба по финансовым рынкам. Она проверяет выполнение Банком России своих функций и полномочий, а также контролирует соблюдение законодательства в сфере финансовых отношений.



Федеральная налоговая служба

Федеральная налоговая служба (ФНС) является одним из основных органов финансового контроля в России. ФНС осуществляет комплексную проверку исполнения законодательства о налогах и сборах, контролирует правильность расчета и уплаты налоговых платежей, а также обеспечивает соблюдение налогового законодательства.

Основная задача ФНС — обеспечение непрерывности и рациональному усилению деятельности государственного бюджета России. ФНС осуществляет свою деятельность на основе законодательства Российской Федерации, в том числе налогового и бюджетного законодательства.

ФНС имеет следующие основные полномочия:

  • Установление порядка и формы учета, отчетности и контроля за использованием средств федерального бюджета;
  • Установление порядка и формы учета, отчетности и контроля за использованием средств фондов государственного и местных бюджетов;
  • Осуществление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • Проведение аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных органу юридических и физических лиц;
  • Осуществление контроля за правильностью применения налогового законодательства;
  • Проведение оперативных операций по учету и контролю за использованием средств федерального бюджета, фондов государственного и местных бюджетов, страхового фонда Российской Федерации;
  • Участие в разработке и утверждении нормативных актов в сфере финансового контроля;
  • Установление порядка и формы учета, отчетности и контроля за использованием средств федерального бюджета, фондов государственного и местных бюджетов, страхового фонда Российской Федерации;
  • Осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • Осуществление контроля за правильностью применения налогового и бюджетного законодательства;
  • Проведение аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных органу юридических и физических лиц;
  • Осуществление контроля за применением налоговых льгот и субсидий;
  • Участие в разработке и утверждении нормативных актов в сфере финансового контроля.

ФНС взаимодействует с другими органами финансового контроля, включая Федеральную службу финансового мониторинга, Федеральную службу статистики, Федеральную службу по финансовому регулированию и Федеральную службу по финансовому планированию, а также с другими государственными органами, фондами и учреждениями.

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и контроль в сфере антимонопольной политики и защиты конкуренции в Российской Федерации.

ФАС подразделяется на следующие структурные подразделения:

  • антимонопольное управление;
  • управление по контролю за государственными закупками и конкуренцией в строительстве;
  • управление по контролю за ценами и тарифами;
  • управление по контролю за рынками финансовых услуг;
  • управление по регулированию тарифов в энергетике и коммунальном хозяйстве;
  • управление по контролю за рынками товаров и услуг;
  • управление по контролю за рекламой;
  • управление по контролю за рынками фармацевтической продукции;
  • управление по контролю за рынком недвижимости;
  • управление по контролю за рынками транспортных услуг.

Федеральная антимонопольная служба выполняет следующие основные функции:

  1. Осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
  2. Осуществление контроля за соблюдением законодательства о защите конкуренции.
  3. Осуществление контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках.
  4. Осуществление контроля за соблюдением законодательства о рекламе.
  5. Осуществление контроля за соблюдением законодательства о ценах и тарифах.
  6. Осуществление контроля за соблюдением законодательства о рынках финансовых услуг.
  7. Осуществление контроля за соблюдением законодательства о рынках фармацевтической продукции.
  8. Осуществление контроля за соблюдением законодательства о рынках недвижимости.
  9. Осуществление контроля за соблюдением законодательства о рынках транспортных услуг.

ФАС осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами объективности, независимости и политической непристрастности. Контроль со стороны ФАС осуществляется на основе системы методов и приемов, включающих в себя проверку документации, проведение анализа экономической деятельности, а также применение мер по устранению нарушений антимонопольного законодательства.

ФАС также осуществляет контроль за формированием и исполнением федеральных бюджетов, а также за расходованием и использованием некредитных средств государственного и муниципального хозяйствующего субъекта. В целях обеспечения эффективности и целевого использования бюджетных средств, ФАС осуществляет контроль за формированием и исполнением бюджетов и смет, а также за расходованием и использованием некредитных средств.

ФАС также осуществляет контроль за соблюдением законодательства о банковской тайне и защите прав потребителей в сфере банковских услуг.

В целях обеспечения правопорядка и защиты интересов государства, ФАС сотрудничает с другими органами правоохранительной системы и органами государственной власти, осуществляющими контроль за исполнением законодательства в сфере экономической деятельности.

Результаты работы ФАС отражаются в ежегодных отчетах, которые представляются на рассмотрение Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания.

Организация внутреннего аудита

Организация внутреннего аудита является важной составляющей финансового контроля в Российской Федерации. Внутренний аудит представляет собой систему мер, методов и процедур, которые направлены на обеспечение эффективности и надежности финансового управления в организациях.

Задача внутреннего аудита заключается в контроле за соблюдением нормативных актов, правил и процедур, а также в обнаружении и предотвращении финансовых нарушений и отклонений. Внутренний аудит осуществляется в рамках организации и проводится специалистами, независимыми от проверяемых подразделений.

Организация внутреннего аудита в России регулируется федеральным законодательством и осуществляется различными органами и учреждениями. В первую очередь, внутренний аудит проводится в государственных и муниципальных ведомствах, а также в государственных корпорациях и государственных компаниях.

Органы, осуществляющие финансовый контроль в России, взаимодействуют с органами внутреннего аудита и обмениваются информацией для эффективного выполнения своих задач. Внутренний аудит осуществляет проверку финансовых операций, бухгалтерского учета, платежно-расчетной деятельности, движения денежных средств, а также контроль за выполнением финансовых планов и отчетности.

Основные функции организации внутреннего аудита включают:

  • проведение комплексной проверки финансовых операций;
  • анализ финансовой отчетности и учетных данных;
  • контроль за соблюдением финансовых норм и правил;
  • обнаружение финансовых нарушений и отклонений;
  • оценка эффективности и надежности финансового управления;
  • разработка рекомендаций по оптимизации финансовых процессов.

Организация внутреннего аудита должна иметь четкое определение своих задач, сроков и методов проведения проверок. Внутренний аудит должен быть независимым и объективным, что обеспечивается независимостью аудиторов от проверяемых подразделений и организаций.

Организация внутреннего аудита включает в себя создание специализированных подразделений или использование внешних аудиторов. В некоторых случаях, внутренний аудит может быть осуществлен силами собственного персонала организации.

Внутренний аудит в России проводится в соответствии с международными стандартами аудита и национальными нормами. Он осуществляется с использованием современных методов и технологий, таких как автоматизация бухгалтерского учета и анализ данных.

Организация внутреннего аудита является важным инструментом контроля за финансовой деятельностью организаций в России. Она способствует повышению эффективности и надежности финансового управления, а также помогает предотвратить финансовые нарушения и отклонения.

Назначение внутреннего аудита

Внутренний аудит является одной из важнейших функций финансово-хозяйственного контроля в организации. Его задача заключается в проведении независимой оценки эффективности и результативности финансово-хозяйственных операций, структуры и процессов.

Основное значение внутреннего аудита заключается в предупреждении и выявлении нарушений, ошибок и недостатков в деятельности организации. В результате проведения аудита выявляются факторы, препятствующие эффективному хозяйствованию, и предлагаются меры по их устранению.

Внутренний аудит проводится в организациях различных форм собственности: государственных, муниципальных, частных, а также в организациях, оказывающих услуги по контролю за исполнением бюджетов.

Функции внутреннего аудита

Основные функции внутреннего аудита включают:

  • Проверку соответствия финансово-хозяйственных операций и процессов действующим нормативным документам и правилам;
  • Контроль за исполнением бюджета и использованием бюджетных средств;
  • Выявление фактов нарушений и причин их возникновения;
  • Оценку эффективности и результативности деятельности организации;
  • Предоставление рекомендаций по улучшению финансово-хозяйственной деятельности.

Полномочия внутреннего аудита

Внутренний аудит имеет определенные полномочия, которые включают:

  • Получение доступа к всей необходимой информации, включая документы, данные и отчеты;
  • Проведение проверок и расследований по объектам аудита;
  • Выявление и документирование нарушений и ошибок;
  • Предоставление рекомендаций по устранению выявленных недостатков и ошибок;
  • Сотрудничество с другими органами финансового контроля и налоговыми органами;
  • Представление отчетов и результатов аудита руководству организации.

Внутренний аудит выполняется специалистами, имеющими специфические знания и навыки в области финансового контроля. Они анализируют финансовые показатели, процессы и процедуры, собирают и анализируют информацию, проводят проверки и расследования.